«Мода и стиль в фотографии 2015»
29 Марта 2015, 15:00 Мультимедиа Арт музей/ Московский дом фотографии
«Мода и стиль в фотографии 2015»

Алиса Резник – русская художница, живущая и работающая в Берлине. В возрасте 14 лет после распада СССР вместе с родителями она эмигрировала в Германию. Изучала философию в берлинском университете имени Гумбольдта и искусствоведение в итальянской Болонье, благодаря знакомству с легендарными фотографами-документалистами Антуаном Д’Агата и Андерсом Петерсоном серьезно увлеклась фотографией, много путешествовала по Европе, России и Украине. В результате появился проект «Оne Another» – фотоотчет о ее странствиях между Берлином и Санкт-Петербургом, Западом и Востоком, эпохами до и после падения Берлинской стены, который в 2013 году завоевал престижную премию European Publishers Award for Photography. В нем она исследует природу страха пустоты, темноты и одиночества, всего того, что разделяет людей, делает их хрупкими и уязвимыми.

«Как в фотографиях, так и в жизни я ищу людей, которые не боятся близости…», – признается Алиса Резник. Ее герои позируют на фоне выцветших занавесок и потертых банкеток, иногда отстраненно, порой с вызовом или презрением к камере. Портреты сменяются барами и пустыми гостиничными коридорами, заброшенными заводами, домами, в которых вроде бы не живут, несмотря на освещенные окна, деревьями, покрытыми снегом или обвитыми гирляндами, задавая особый ритм повествованию.

Художественный дуэт из Катара Кристто & Эндрю в рамках биеннале представляет проект «Текучие портреты». Работы художников демонстрировались в странах Ближнего Востока, в Северной и Центральной Америке и Европе. В прошлом году пуэрториканц Кристто Санс (род. 1985) и южноафриканц Эндрю Вейр (род. 1987) стали победителями конкурса «2014 Talents» журнала «FOAM». В своей работе они используют фотографию и видео, создавая портреты соотечественников, и наделяя каждый из них неуловимым символическим смыслом. Подобно фрагментам паззла, складывающимся в законченную картину, «Текучие портреты» Кристто и Эндрю создают причудливый симбиоз истории, политики, экономики и популярной культуры, обнажая конструкцию современного общества в том его состоянии, которое сложилось в районе Персидского залива. Преувеличенные цвета, постановочные композиции и странный юмор подчеркивают пластичное состояние постоянных изменений, в процессе которых формируются и взаимодействуют разнообразные образы жизни в Катаре.

Образы Кристто и Эндрю акцентируют внимание на двух параллельных диалогах: один из них разворачивается в локальном сообществе, другой – в экспатриации, и оба вовлекают в себя множество культур и субкультур, характерных для стран Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки.

«Путешествие» – первый крупный проект московского фотографа Ольги Изаксон. Выставка состоит из нескольких родственных друг другу серий. «Louis Vuitton backstage» – съемка, с которой началась история сотрудничества молодой художницы и знаменитого модного Дома. Вдохновленные удачным началом, российские представители Louis Vuitton предложили Ольге принять участие в создании fashion-серии, главными «действующими лицами» которой были бы аксессуары модного бренда и столица русского конструктивизма – город Екатеринбург. Стильные строгие черно-белые снимки, работая над которыми Ольга Изаксон обращалась к творчеству Александра Родченко, подчеркивают связь моды и архитектуры, воспевают чистоту линий, объем, выраженный минимумом средств, присущие конструктивизму двадцатых-тридцатых годов. Третья серия проекта «Путешествие» называется «Солнечный удар». Она началась в 2008 году и продолжается до сих пор. С одной стороны – это наблюдение за удивительным поведением людей на пляже, парадоксальным образом изможденных отдыхом, а с другой стороны – это рассказ о поиске своего пути, о том, как простое увлечение фотографией переросло в страсть, ведь за время работы над этим проектом выпускница МГИМО и сотрудник крупного рекламного агентства – Ольга Изаксон, решила изменить свою жизнь и полностью посвятить себя фотографии.

«Кто-то не понял, зачем я это делаю, но мне повезло: с самого начала я встречала людей, которые направляли меня и делились своим опытом», – вспоминает она о своей учебе в нью-йоркском Международном Центре Фотографии и в Московской школе фотографии и мультимедиа им. А. Родченко, представляющей проект Ольги Изаксон на биеннале «Мода и стиль в фотографии 2015».

Молодой российский художник, выпускник Московской школы фотографии и мультимедиа имени А. Родченко Игорь Самолет – переносит нас в деревню, но не простую, а совершенно удивительную, находящуюся в каком-то ином измерении, оказавшись в котором только и остается, что ловить себя на мысли о нереальности, происходящего и размышлять о сложной организации этого пространства. В разные времена в этой воображаемой деревне жили то крестьяне, то колхозники, то дачники, оставляя следы своего пребывания, наполняя ее новыми смыслами, которые и фиксирует Игорь Самолет: «…проникая в разные слои этого прошлого, я стараюсь уловить настроение – то дачно-лирическое, то коллективно-колхозное, то суеверное. Перемешивая все эти состояния, я стараюсь составить портрет этого места и подружиться с ним».

Проект Марии Ионовой-Грибиной посвящен исследованию самоидентификации современного российского мужчины через отцовство. Проект несет в себе элемент перформанса: автор приглашает на съемку бездетных мужчин (бездетность и совершеннолетие – единственные требования к моделям), но не сообщает им тему и предполагаемые обстоятельства съемки. Добровольца Мария знакомит со своими детьми и предлагает представить, что теперь это его дети. Чем бы он мог с ними заняться? Помочь с уроками или поиграть? Вместе приготовить обед или починить самокат? Как бы он хотел сфотографироваться со «своими» детьми? Фотограф исследует сознательное и бессознательное поведение мужчины перед камерой: не откажется ли он от съемки, будет ли чувствовать себя свободно или скованно, насколько язык его тела отразит его психологическое состояние.

Вик Лащенов исследует тему личного пространства. Проект «Жить с другим» – попытка найти зону комфортного безопасного одиночества внутри интерьеров IKEA. «Внутренняя организация магазина предполагает смешивание личного и социального, – рассказывает художник, – готовые интерьеры предъявляют себя как территорию личного, предлагая примерить комфорт уютного дома. В тоже время это магазин – социальное пространство, предполагающее определенные правила поведения. Я расширяю свое личное пространство, нарушая правила магазина и вовлекая покупателей во взаимодействие со мной». Таким образом, Вик Лащенов акцентирует наше внимание на столкновении личного и публичного.

«Exodus» – первый фотопроект Ивана Лунгина, которого мы знаем, прежде всего, как живописца и автора инсталляций. Но и здесь, фотография, прежде всего, является материалом, из которого вырастает очередная инсталляция. Иван Лунгин тоже размышляет над феноменом пустоты. Эта пустота парадоксальным образом зарождается в городе, и ее синонимом в проекте «Exodus» становится толпа. В неподвижной городской архитектуре, которая является предметом его живописных, а теперь и фотографических работ, человеческий силуэт – всего лишь безликая тень, призрак, пустота. Только «вырывая спины, затылки, части ландшафта из привычного контекста, останавливаясь на секунду, обрамляя их в субъективные рамки, мы наделяем их жизнью, смыслом, символикой – одушевляем», - пишет Иван Лунгин в предисловии к проекту.

Проект Альберта Солдатова – «Бальтус», завоевавший в 2014 году Премию Кандинского в номинации «Молодой художник. Проект года» – это рассказ о современном состоянии человека, которое ярче всего характеризуется словами: безыдейность, бездействие и комфорт. Видео состоит из десяти сцен, воспроизводящих сюжеты художника Бальтуса.

Закадровые диалоги сведены к бессмысленным фразам, взятым из соцсетей. А персонажи символизируют современного пользователя, перегруженного информационным шумом. Автор показывает, нам «…человека с комфортом расположившегося на диване с гаджетом в руках, который водит пальцем по тачскрину, а бесконечное мелькание картинок на экране вводит его в состояние оцепенения — как у персонажей Бальтуса. Само слово «бальтус» уже перестало быть только именем французского художника, оно стало синонимом состояния зависания, одеревенения тела и сознания».

Выставки будут проходить с 16 февраля по 29 марта

Комментарии:

Никто ещё не прокомментировал.
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.