В рамках 10-ой юбилейной «Фотобиеннале 2014» МАММ представляет ретроспективу одного из самых значительных фотографов второй половины ХХ века – Роджера Баллена. Работы, Баллена находятся в коллекциях ведущих мировых музеев: Музея Современного Искусства (Нью-Йорк), Европейского Дома фотографии (Париж), Центра Жоржа Помпиду (Париж), Музея Виктории и Альберта (Лондон). В 2002 году Роджер Баллен был признан Лучшим фотографом года старейшего европейского фестиваля «Международные фотографические встречи в Арле». Выставки Баллена с огромным успехом прошли в США, Великобритании, Франции, Германии, ЮАР, Италии, Нидерландах.
Фотографии, представленные на выставке, охватывают почти 40 лет, неизменным остается одно: снимки Баллена – всегда вызов для зрителя, призыв к опасному и странному путешествию внутрь себя, на которое мы вряд ли могли бы отважиться без художника.
Роджер Баллен родился в Нью-Йорке в 1950 году, но практически всю сознательную жизнь (больше 30 лет) провел в Южной Африке. Геолог по образованию, он впервые оказался в Южной Африке в областях, далеких от цивилизации. Его камера подробно исследовала жизнь безлюдных, маленьких городов-поселений. Начав с пейзажей и городских этюдов, Баллен постепенно проник в дома, погрузился в странный мир людей, которые как будто не замечают «большого мира», существуя на грани патологии и нормы, шокируя обывателя и привлекая художника. В 1994 году Роджер Баллен окончательно убедился в отсутствии необходимости перемещения в пространстве в поисках новых сюжетов для съемок и стал находить практических всех героев недалеко от своего дома в Йоханнесбурге.
Кажется, Баллен с самого начала хотел «усилить» реальность, сообщить ей мистическую перспективу, дойти до самого дна (совершенно в духе Достоевскго), чтобы обрести
подлинность, увидеть суть вещей. Он начал с традиционной, черно-белой фотографии и постепенно расширял свой арсенал средств, используя видео, скульптуру, реди-мейды и пр. Очень часто на его снимках видны только фрагменты предметов, происхождение которых туманно, и зрительское воображение неизбежно достраивает происходящее за кадром. Фотографии Баллена становятся частью некого шаманского действия, которому публика не только легко поддается, но и открывает для себя все новые и новые возможности участия в нем.
Комментарии: