ВЫСТАВКА КАРЛСОНА
01 Февраля 2015, 12:00 Государственная галерея на Солянке
ВЫСТАВКА КАРЛСОНА

Человек с пропеллером в книгах, кино, театре и в произведениях современных художников

Первое приземление на советскую землю человека с пропеллером произошло в 1957 году, когда на русском языке вышла книга Астрид Линдгрен, безусловным соавтором которой являлась легендарная переводчица Лилианна Лунгина. А в 1968 году практически одновременно были созданы знаменитые спектакль Театра Сатиры и анимационный фильм киностудии «Союзмультфильм», и в этот момент стало окончательно ясно: Карлсон поселился на крыше у советских людей надолго, если не навсегда.

О феномене существа, не имеющего внятных социальных и возрастных признаков (да и гендерную принадлежность Карлсона следует считать условной – «гордая юная девица улетает далеко-далеко» — говорит само за себя) и станет рассказывать «Выставка Карлсона»: на языках всех жанров, в которых жил и продолжает жить в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил. Анимация и кино, театр и телевидение, книжная иллюстрация и диафильмы, литература и городской фольклор, игрушка и, наконец, современное искусство, для которого Карлсон – лишь повод для разговора на излюбленные темы, включая гендер и постколониализм, китч и поп-культуру, фрейдизм и юнгианство, пустоту и избыточность.

Гос галерея на Солянке хорошо известна в Москве своими сезонными выставками. Каждую зиму на протяжении уже нескольких лет преданная аудитория музея приходит смотреть выставочные блокбастеры, говорящие на сложные темы простым и популярным языком, призывая на помощь не только новые музейные технологии, но и редкие в краях поп-культуры жанры, такие как видеоарт, инсталляция, дигитальная скульптура или перформанс. 

«Холод и красота», «Мультфильмы, занесенные снегом», «Как не растаять» — все эти выставки, каждая из которых сумела собрать рекордное количество посетителей (от 70 до 120 тысяч человек), продолжают свою жизнь и теперь – не только в памяти посетителей, но и путешествуя по музейным площадкам России. Секрет успеха зимних выставок Солянки прост. По своей сути каждая из них – арт-аттракцион, приглашающий к диалогу, интеракции и (местами) спору самого разного зрителя: от хипстера до министра, от гастарбайтера до хоругвеносца, от избалованного ребенка до одинокой старушки. Всем этим и многим другим категориям музейной публики, даже если они пришли в музей вместе, стоит уже на входе расстаться и разбрестись в разные концы Солянки с тем, чтобы найти свою собственную последовательность, логику и свои любимые аттракционы, цитаты, фрагменты архивов.

Выставка Карлсона унаследует все лучшие достижения предыдущих зимних экспозиций, не забыв сказать самое главное: совместная фантазия Астрид Линдгрен и Лилианны Лунгиной приучили всякого человека, выросшего на территории этой страны, к непрерывному поиску убежища – домика на крыше, своего мира (в котором у привидений есть мотор) и, наконец, той территории, где нет бесконечных правил, ограничений и навязанных социумом угрюмых клише, а есть только тот самый таинственный друг, который появляется в наиболее отчаянные моменты, если дернуть за веревку, когда ничто другое не работает, а он, бесконечно влюбленный в самого себя, точно прилетит, непременно разрулит и обязательно вернется – «милый! милый!».

Сообразно лучшим традициям Солянки, на выставке Карлсона встретятся главные раритеты из государственных и личных собраний, так или иначе связанных с Карлсоном. Это и уникальные эскизы и раскадровки художников-постановщиков анимационного фильма Анатолия Савченко (1924-2011) и Юрия Бутырина — они предоставлены Государственным центральным музеем кино; и оригинал-макеты диафильмов Бориса Степанцева и Анатолия Савченко, попавшие на выставку из частных коллекций; и даже оригинальные иллюстрации к первому изданию книги, пришедшие из архива легендарного детского издательства «Малыш».

Театр Сатиры (Москва), Театр им. Ленсовета (Санкт-Петербург) и Театр Николая Коляды (Екатеринбург) покажут свои версии истории о Малыше и о Карлсоне – через фильмы, фотографии и артефакты. Как всегда, в зимней выставке участвуют знаковые имена российской и международной contemporary art-сцены: от московского дуэта МишМаш до мексиканца Эктора Заморы, от специалиста по плюшевой фактуре Ростана Тавасиева и индонезийской перформанс-принцессы Мелати Сурьодармо до адепта архитектурной живописи и одновременно наследника переводчицы Карлсона Ивана Лунгина, от арт-исследователя и художника Владимира Потапова до автора популярных инсталляций Татьяны Ахметгалиевой и гиперреалистичного живописца Александра Савко. 

Эта выставка была бы невозможна без выдающихся голосов: Фаины Раневской, Василия Ливанова, Клары Румяновой – важной частью выставки станут их свидетельства о работе над фильмом, а также специальная инсталляция в виде ванны, залезши в которую, всякий посетитель сможет проверить на себе работу специального переговорного механизма, изобретенного в свое время Фрекен Бок: в динамике телефонного душа будет звучать тот самый нравоучительный голос « домомучительницы», на котором выросли целые поколения (тут следует за это отдельно поблагодарить звукозаписывающую компанию «Мелодия»). Студия интерактивного дизайна Hello Computer удивит публику своей новой игровой инсталляцией «Плюшками балуемся», а всю « Выставку Карлсона» будет населять великое множество аутентичных предметов советского быта, которые Солянке помог обрести удивительный Музей индустриальной культуры. 

Кстати, встречать посетителей будут знаменитые на всю Москву своим удивительным тактом и добродушием перформанс-ориентированные смотрительницы Солянки, которые заботливо спросят каждого прихожанина, перестал ли он пить коньяк по утрам («отвечай – да или нет»).

Эту выставку, как и положено в ГосГансе, делала блистательная кураторская команда под руководством художника и архитектора Кати Бочавар и директора Солянки Федора Павлова-Андреевича. Свое многолетнее сотрудничество с музеем этим проектом продолжил анимационный куратор и научный сотрудник Музея кино Павел Шведов, для которого эта выставка на Солянке стала тринадцатой по счету.

Будучи абсолютно праздничной, но не исключительно новогодней, «Выставка Карлсона» продлится в ГосГансе дольше обычного: открывшись для зрителей 24 декабря, она продолжится до конца календарной зимы.

Комментарии:

Никто ещё не прокомментировал.
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.