Феликс и Поль Надары "Традиция и каприз"
26 Апреля 2015, 15:00 Мультимедиа Арт музей/ Московский дом фотографии
Феликс и Поль Надары "Традиция и каприз"

В рамках Девятой московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии 2015» МАММ представляет выставку «Феликс и Поль Надары. Каприз и традиция», рассказывающую о творчестве знаменитого французского фотографа, карикатуриста, писателя и воздухоплавателя Гаспара Феликса Турнашона (1820-1910), известного миру под псевдонимом Надар, а также его сына и преемника — Поля Надара (1856-1939). Выставка создана на основе архивов французской Медиатеки архитектуры и культурного наследия (Médiathèque de l’architecture et du patrimoine), в которой хранится множество негативов Феликса и Поля Надаров.

По сути, это история зарождения нового художественного жанра — фотографического портрета, появлению которого мы во многом обязаны Феликсу Турнашону, или Надару. Во Франции он — настоящая легенда. Наделенный невероятной энергией, он был звездой эпохи, непримиримым республиканцем и яростным противником Империи, блестящим карикатуристом, вращавшимся в журналистских кругах и дружившим с самыми знаменитыми художниками и артистами своего времени, снимки которых в 50-е годы XIX века и принесли Надару мировую известность. Во времена Второй империи фотоателье на улице Сен-Лазар, в котором творил Надар, стало особой точкой притяжения для парижской богемы.

В то же время это — история становления фотоателье как бизнес-проекта. В конце 80-х годов XIX века, когда управление ателье перешло к сыну фотографа Полю Надару, благодаря появлению более совершенной фототехники, позволяющей создавать моментальные снимки, производство портретов стандартизировалось и встало на коммерческие рельсы. Демократичные фантазии Надара-младшего сменили вдохновенную суровость Надара-старшего, активность сына затмила творчество отца. Однако их роли в истории несопоставимы. Феликс был величайшим художником. Поль — предпринимателем, сумевшим адаптировать коммерческую деятельность ателье к глубоким изменениям в обществе. Между 1850 годом и так называемой «прекрасной эпохой» визуальные каноны полностью изменились: произошел переход от экспериментальной фотографии к коммерческой практике. Поменялось и само окружение: романтическая богема уступила место Парижу водевилей.

Выставка «Феликс и Поль Надары. Традиция и каприз» — попытка переосмыслить общепринятый взгляд на наследие ателье Надара и эпоху, в которую он работал. Фотостудия в данном случае предстает как место встречи «нормы» и эксцентричности: снимки знаменитостей и парадные портреты соседствуют здесь с миром театра — с его гримасами, костюмами, позами и жестами. Выставка устанавливает связь между двумя, казалось бы, разнонаправленными векторами портретного жанра, предлагая взглянуть на них по-новому и обнажая особые отношения членов воображаемого общества с объективом фотоаппарата — будь то съемка «великих людей» или «живых картин».

Комментарии:

Никто ещё не прокомментировал.
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.