1898-1924: архив фотографий итальянского двадцатого столетия пополнился новым источником — это фотоальбомы княгини Анны Марии де Феррари (Монталлегро, 1874 — остров Гарда, 1924), супруги Сципиона Боргезе (Мильярино, 1871 — Флоренция, 1927), путешественника, исследователя, альпиниста, дипломата и политика, избиравшегося в Итальянский парламент (с 1904 по 1908 гг.), человека, вошедшего в анналы светской хроники и газетных репортажей эпохи как командир экипажа, триумфально приведший знаменитую «Италу» к финишу автопробега Пекин-Париж 1907 года, в котором специальным корреспондентом «Коррьере делла Сера» участвовал и Луиджи Барцини.
Эти альбомы до сих пор никем и нигде не издавались. Они бережно хранятся в семейном архиве. Корпус фотографий насчитывает 8000 снимков. Они все хронологически систематизированы, имеют дату и необходимую аннотацию, проставленные самой княгиней. Она автор практически всех фотографий, за исключением нескольких, снятых, вероятно, мужем Сципионом. Материалы чрезвычайно интересны своей свежестью, свободой, композиционной непринужденностью, непостановочностью. Снимки сделаны малоформатной любительской камерой, «Кодак» 1898 года (№ 2 Bulls-Eye Special, формата 3½ x 3½ дюйма). В них читается жадное любопытство, и не к одной себе, но ко всем без исключения окружающим, коих пред ней и мужем в их полных приключений путешествиях прошло неисчислимо (это Россия, Турция, Египет, Персия, Узбекистан, Афганистан, Китай, Япония). В них звучит честное отношение автора к себе и своему времени. Мировую войну княгиня, поступившая сестрой милосердия, наблюдала чуть ли не с передовых позиций. Снимки, иногда прямолинейные, даже простодушные, бесстрастно фиксируют факты. Порой весьма драматичные, как землетрясение в Авеццано 1915 года или работы по восстановлению Мессины (1913) после подземных толчков, разрушивших город в 1908 году.
Частное мнение, взгляд на вещи аристократичный, очень личный, интонационно сходный с работами ее прославленных современников Франческо Киджи или братьев Дзузеппе и Луиджи Примоли, признанных авторитетов в истории фотохроники итальянской столицы. Ценнейшие свидетельства эпохи, в которых сливается домашняя сокровенность рассказа о фигурах и событиях семейного масштаба с умением, зрелым, эмоционально насыщенным, запечатлеть в фотографическом снимке лица, ситуации и события очевидного общественного звучания.
Материал несомненного исторического и историко-фотографического значения, как часто бывает у знаменитых «дилетантов», настолько богат смыслами, что сам того не желая, выходит за рамки частной жизни и вплотную приближается к фотожурналистике.
Комментарии: