Сюрреалистический иллюзионизм. Фотографические фантазии начала XX века
19 Апреля 2015, 12:00 Мультимедиа Арт музей/ Московский дом фотографии
Сюрреалистический иллюзионизм. Фотографические фантазии начала XX века

В 1920–1930-е годы художники-авангардисты стали искать вдохновение в сновидениях, фантазиях и глубинах бессознательного: возникло движение, получившее название «сюрреализм». Впервые этот термин использовал Гийом Аполлинер в 1917 году. Однако уже за 30 лет до «официального» возникновения сюрреализма появились открытки, демонстрирующие необычайное художественное воображение и удивительную техническую изобретательность их создателей.

Выставка «Сюрреалистический иллюзионизм» перенесет зрителя в увлекательную, но при этом почти забытую эпоху индустриальной фотографии начала XX века и позволит по-новому взглянуть на истоки современного фотоискусства.

В конце 1890-х годов в Европе появилось множество фабрик, специализировавшихся на новой форме популярного искусства. В ту пору фотографии не печатались на открытках полиграфическим способом, как это делается сегодня: открытки изготавливались посредством фотографических процессов экспозиции и проявки. Почти все открытки, представленные на выставке, — это самые настоящие фотографии, отпечатанные на бромосеребряной бумаге и раскрашенные вручную.

В 1900–1914 годах производство «настоящих фотографических открыток» было важной отраслью европейской промышленности, продукция которой распространялась далеко за пределами Европы, в том числе в Южной Америке и Австралии. Хотя это явление просуществовало всего пару десятков лет, результатом его стали миллионы фотографий, разошедшихся по всему миру.

Фотографические открытки начала XX века интересны тем, что за сто лет до возникновения «Фотошопа», для их создания использовались разнообразные приемы фотомонтажа: комбинирование фотоизображений и рисунков, множественная экспозиция и др. Так как цветная фотография еще не была изобретена, каждую фотографическую открытку раскрашивали вручную. Это превращало продукт массового производства в произведение искусства, а использование необычных цветов, благодаря использованию искусственных красителей, усиливают мистическую ауру фотографических открыток.

Золотой век фотографических открыток пришелся на начало XX века, когда в Европе активно развивалась популярная городская культура. Кинематограф, пляжная культура, эротические шоу, цирковые представления и варьете стали для создателей фотооткрыток источниками образов, а технические изобретения — например, появление аэропланов — стимулировали их воображение.

С началом Первой мировой войны популярность фотографических открыток пошла на спад. Однако она оказала влияние на ряд эстетических новаций того периода. Так, синтетический кубизм и коллаж основывались на приемах, которые широко использовались изготовителями фотооткрыток уже в начале XX века.

Открытки, вошедшие в выставку, являются связующим звеном между символизмом 1890-х годов и сюрреализмом 1930-х. В той же мере, в какой некоторые из них предвосхищают стилистические и технические приемы, характерные для радикального искусства более позднего периода, они несут на себе и отпечаток символизма конца XIX века.

Многие сюрреалисты были страстными собирателями старых почтовых открыток. Самым известным из них — был Поль Элюар. Его примеру последовали и другие — Андре Бретон, Жорж Юнье, Ханс Беллмер, Ханна Хёх, Пабло Пикассо, и наконец, Сальвадор Дали, который писал: «Мы, сюрреалисты, поворачиваемся спиной к изящному искусству и обращаемся вместо этого к почтовой открытке. Она является самым динамичным выражением коллективного сознания. Влияние открытки столь глубоко и постоянно, что сравнимо с психоанализом. Сюрреалистическая революция реабилитировала почтовую открытку — наряду с автоматическим письмом, сновидениями, умопомешательством и объектами примитивного искусства».

Именно в фотографических открытках сюрреалистический эффект проявлялся особенно ярко: фотографии в силу ее жанровых особенностей присущ элемент реализма, который затем с помощью монтажа, коллажа, ретуши и ручного окрашивания преобразовывался в нечто иное. «Сюрреалистические» фотооткрытки предвосхитили новации модернизма, и даже принципы цитирования и иронии, присущие постмодернизму.

Комментарии:

Никто ещё не прокомментировал.
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.